То ли Лора, то ли - Флора
Любовь – великая сила, особенно к деньгам. Везде есть любители погреть на наивных гражданах руки. Не обошла эта мода и виноградарей.
Мошенников в этом хобби-бизнесе полно разных мастей. Попала в руки неизвестная форма, а продавать надо. Вот и придумывают название покрасивее и продают. Так появляются Чародеи, Золотой Фламинго, Соперники Ризомата и многие другие «новые» сорта. Конечно, новое название сразу привлекает к себе покупателей.
И тот, кто придумал новое название, некоторое время имеет повышенный спрос на свои саженцы. Почему некоторое? Потому что вскоре выясняется, что Чародей, Соперник Ризомата, Песня и т.д. - это уже известные формы или сорта.
Плевен-августин
Селекционеры тоже не вносят ясность в этот мутный «рынок». А как назло, еще и усиливают неразбериху. Многие сорта и формы имеют по несколько названий. К примеру, форму V 25-20 болгарской селекции назвали Плевен устойчивый, Августин, Презентабл. Последнее название дали в Молдавии, а предыдущие - неизвестно где. Самое смешное, что у многих виноградарей сидят буквально рядом и Плевен устойчивый, и Августин, и Презентабл.
Талисман или Кеша
Но странное дело - часто ягоды у них разные. На рынке видел в продаже у одного товарища Кешу, Кешу-1 и Кешу-2. Причем Кеша-2 с черными ягодами. Продавец убеждает, что суперновинка. А может, и сам уверен, что есть такие сорта? Ну и что, если Кешу-1 переименовали в Талисман? Все его по-прежнему называют Кешей-1, а кто Супер-Кешей.
Не спорю, есть одаренные люди, которых ночью после жуткого похмелья разбуди, и они назовут все названия сорта, а также где его вывели и что с чем скрестили… Но таких асов меньшинство. Поэтому и растут у нас на виноградниках «коллекции» разных названий одного сорта, да еще приобретенные за хорошие деньги. К слову сказать, мне однажды «посчастливилось» купить саженцы и за 500, и за 900 рублей. А выросло – неизвестно что. Обидно и за деньги, и за упущенное время.
Баклановский восторг
Еще необидно, когда Восторг овальный переименовали в Баклановский (Восторгов сейчас столько… что пальцев не хватит на всех руках и ногах пересчитать). А увековечить имя заслуженного селекционера всегда нужно! Тем более верный признак, если назвали сорт именем селекционера-виноградаря, значит, стоит сажать. Ну не будут доброе имя позорить плохим сортом!
Лора стала Флорой
А вот когда Лору стали переименовывать во Флору, это уже ни в какие ворота. Зачем великолепный сорт, который уже и так все полюбили, переименовывать? А вот почему: новички наверняка приобретут и то и другое – для «коллекции».
Генетические клоны
Есть еще одно «интересное» занятие у виноградарей – любителей - давать названия - улучшенный клон. Наверное, не все знают, как появились первые колонновидные яблони. Заметили странно мутировавшую ветку на дереве сорта Макинтош. Ее укоренили, и получилось нечто совершенно новое.
Такие мутации - вещь крайне редкая, особенно в полезную сторону. А вот «виноградные клоны» рождаются, как грибы после дождя. Так можно встретить Аркадию улучшенную, Талисман улучшенный, Стимул, Кодрянку улучшенную. Тот, кто запускает такие «клоны», уверен, что у него появился очень хороший клон.
Но дело здесь не в улучшенном клоне, а совсем в другом. Новая гибридная форма очень изменчива под воздействием внешней среды. Влияет грунт, климат, питание и многие другие факторы. Под их воздействием проявляются некоторые изменения в размере, цвете, вкусе, форме ягод.
Виноградарь увидел, что у его Талисмана ягода не круглая, а овальная и не горошит, очень рад. Как же, у него не такой Талисман, как у всех. И тут же спешит дать новое название «новому» сорту. Появляется клон Талисмана под названием Стимул.
Растет у меня такой Стимул. Ничем не лучше того Талисмана, который у меня уже давно растет. И никаких отличий нет. Просто тот, кто получил отличительные признаки, не увидел, что они появились в результате подкормок или использования гиббереллина или каких-то других причин.
Да, в мире занимаются клоновой селекцией. Берут сорт и начинают отбирать кусты с отличительными признаками направленной ориентации. Потом наблюдают, как закрепляются эти признаки и проявляются в других условиях. Не есть ли это просто реакция на какие-то воздействия со стороны человека и условий, которые дальше никак не проявляются. Для объявления отличительных признаков и чтобы они были закреплены, нужно очень длительное время и кропотливая работа. И вряд ли виноградарьлюбитель будет заниматься этой работой всерьез.
Владимир Николаевич Смолин,
Ростовская обл.,
г. Волгодонск