Коллекции сортов и выращивание винограда на продажу
Виноградарей, кто делает ставку на продажу саженцев, называют лозоводами. У них должен быть полноценный питомник, причем не просто питомник, а питомник виноградных новинок.
За урожаем лозоводы не гонятся, главное − получить приросты побольше, да чтобы лозы вызрели получше. Тем более что продавать «разношерстный» урожай намного сложнее, чем выращивать пять-шесть выбранных сортов. Да и в процессе погони за новинками старые кусты регулярно корчуются, так что получить с них высокие урожаи ягод крайне сложно.
Часто коллекцию удваивают. То есть на каждый куст прививают по два сорта. Один куст – два сорта винограда. Это здорово позволяет экономить площадь, что для небольших питомников очень важно.
Осваивать прививки важно и потому, что тогда реже придется корчевать кусты. Каждый из них можно перепрививать десятки раз. Это сильно облегчает жизнь виноградарю.
Опытные виноградари нормальной коллекцией считают виноградник, на котором есть от 150 сортов и более. Не забывайте, что при этом приличную площадь займет виноградная школка.
Несмотря на хорошие цены на посадочный материал, работе коллекционеров не позавидуешь. Они находятся в процессе постоянной гонки. Надо все время держать нос по ветру, искать, покупать новинки и быстро их размножать. Причем новинки часто продают от 3000 рублей за корешок. Не прогореть и получить весомую прибыль в таком бизнесе совсем непросто.
Успешен тот, кто первый, он снимает сливки, остальные собирают объедки. Цены на черенки и саженцы держатся первые пару лет, потом резко снижаются. Чтобы обойти конкурентов, кто-то везет сорта из-за рубежа (например, из Китая) или следит за новинками народных селекционеров.
К торговле саженцами добавляется торговля черенками (чубуками), то есть палочками с двумя-тремя почками, без корней. Многие их предпочитают из-за опасения филлоксеры, другие потому, что черенки стоят дешевле, а третьи их приобретают для проведения прививок.
Первыми покупают виноградные фанатики и те, кто верит в чудо, а через пару лет, когда саженцы этих сортов резко подешевеют, начинается вторая волна продаж – берут опытные виноградари.
Покупателей, готовых платить дорого, немного, на рынке их искать − дохлый номер. Остается только интернет: там можно охватить все виноградное сообщество. Ради этого многие лозоводы буквально живут в сети: работают на форумах, ведут блоги, продвигают странички в соцсетях… В общем, занимаются рекламой в самых разных ее проявлениях. Это непросто, требует много времени и терпения.
Правда, всегда можно пойти очернить соседа, приукрасить свои сорта, ляпая явно липовые отзывы. Но таких деятелей виноградари-профессионалы быстро выводят на чистую воду.
Кстати, за рубежом нет нескончаемого потока новинок, как у нас. Европа и Америка выращивают обычно старые, проверенные сорта и небольшую часть лицензионных, новых сортов. Зато Китай порождает массу новинок. Чего они стоят, пока однозначного мнения нет.
Поэтому если решили заводить коллекцию, четко определитесь, ради каких целей. Не стремитесь торговать на рынке. Ехать с качественным товаром на рынок, где вы станете в ряд пятнадцатым продавцом, – последнее дело. Учтите, что на рынок идет тот, кто ищет подешевле и намерен торговаться. Изыщите способы реализации вне рынка.
Соберите ящик разных сортов и поезжайте по небольшим магазинчикам. Ищите те, где за прилавком стоит сам владелец или его родственники, это самые эффективные точки продаж. Наемный продавец, прячущийся за прилавком, уткнувшийся в свой телефон, не способствует продажам, такие точки, как правило, полумертвые. Предлагайте не просто на словах, соберите ящик разных сортов, показывайте и давайте пробовать. Обещайте, что заберете остатки через два дня, если товар не уйдет. Возможно, тогда ваша коллекция принесет реальную прибыль.
Подписывайтесь на наш дзен-канал