Виноградная чума: как ее избежать без химии
Впервые филлоксеру во Франции обнаружили в 1863 году в Провансе. Листья на кустах поредели, сморщились, покрылись желтыми пятнами и опали. Виноградари были в шоке – у раскорчеванных кустов не оказалось корней… они просто исчезли.
Злодейку вычислили спустя шесть лет на винограднике Шато де Лагой. Через лупу на виноградарей красными глазами смотрело маленькое насекомое горчичного цвета, родственница обыкновенной тли. Ее прозвали филлоксера (Phylloxera vitifoliae). Удивительно, но это тщедушное насекомое за пару десятков лет уничтожило лучшие виноградники Европы.
Измена родине
Привезли эту кроху из Америки в уютных связках черенков на пароходных кораблях. Такое путешествие филлоксера перенесла на удивление хорошо. И быстро оказалась в виноградном раю, в устьях реки Роны. А через пару лет кусты начали гибнуть.
Корень всех бед
Родина филлоксеры – Скалистые горы, где она издавна обитала на дикорастущих формах винограда, которые, к слову сказать, к ней устойчивы. Американские лозы стойко сопротивлялись филлоксере. Корни у них не гниют от ее укусов, а покрываются пробковой тканью. У европейских сортов корни от филлоксеры сгнивают за пять-десять лет.
Живет филлоксера на корнях и очень быстро размножается: шесть-семь дней – и появляется первое поколение, пару недель – и оно готово для производства потомства. И так бывает до тех пор, пока корни не станут горчичного цвета от обилия насекомых.
Они перебираются от куста к кусту по трещинам в почве или вдоль корней, образуя филлоксерные чащи. Погибает даже самая здоровая лоза.
Бои без правил
Во Франции за уничтожение вредителя назначили премию в 300 тыс. франков, которую не присудили до сих пор. Но в боях с филлоксерой методом проб и ошибок было выяснено, что тля боится воды. Зараженные кусты обкапывали землей и покрывали слоем воды 20-40 см на 30-40 дней. Филлоксера погибала, а виноград – нет.
Недолюбливала филлоксера виноградники, где были песчаные почвы. Одни считают, что когда она передвигается под землей, нежная тля режется об острые кромки песчинок. Другие полагают, что песок плотно перекрывает проходы-трещины в почве и филлоксера не может распространяться. Как бы то ни было, на песчаных почвах филлоксера – большая редкость.
Но самым надежным способом была дезинфекция почвы. Чем только не травили почву. На это дело были брошены невиданные суммы. Ни один другой вредитель или болезнь не «съели» столько средств. К счастью, был найден другой способ борьбы…
Все на прививку!
Привив европейские сорта на пеньки от американских растений, получили кусты, устойчивые к филлоксере. При этом уникальные свойства европейских вин были сохранены.
Лишь в ХХ веке селекционерам удалось создать подвои, устойчивые к филлоксере и приспособленные для произрастания в европейском климате. Но последствия нашествия филлоксеры чувствуются и до сих пор. Сильнее всего пострадала Франция, потеряв монополию на вина. Зато виноторговля Италии и Испании испытала настоящий бум, как и Аргентины и Чили, чудом не пострадавших от эпидемии.
Подписывайтесь на наш дзен-канал